Московское «Торпедо» — одна из немногих наших команд, подкупающих непринужденной манерой игры, легкой, свободной, в которой вы можете усмотреть и остроумие, и изящество, и неожиданный прием. Все делается как будто без труда, и уж во всяком случае без натуги, какую мы частенько наблюдаем в других командах. Московское «Торпедо» действительно играет, а не работает на поле. И в этой чисто игровой манере замечательное отличие команды, заставляющее относиться с симпатией к торпедовцам даже тех, кто считает себя сторонником других спортивных цветов.

Торпедовцам удалось решить в два года проблему комплектования, доставляющую мучения почти всем тренерам. Не заслуживает ли внимания и исследования то обстоятельство, что почти все футболисты, блиставшие в «Торпедо» и по тем или иным причинам покинувшие команду, поблекли в других коллективах, превратились в средних, рядовых футболистов, решительно ничем не отличающихся от остальных. И наоборот — футболисты средние, ничем не выделяющиеся из остальных, придя в «Торпедо», начинают приобретать черты хороших мастеров.

Это не очень ровная команда, если иметь в виду ее спортивные достижения. Иногда она проводит матчи вяло, иногда у нее попросту не хватает физических и волевых качеств, чтобы довести дело до конца, как это случилось в последнем матче с кутаисскими одноклубниками. Торпедовцы начисто переиграли своих соперников, убедительно показав, что для хорошей, классной команды не существует непроходимого бетона. Они создали ряд голевых положений, много и опасно били по воротам, дав возможность Урушадзе еще раз показать, что он действительно незаурядный вратарь. Они сделали все, что мы хотели бы видеть у наших          первоклассных команд. Но... только в первом тайме.

А во втором картина резко изменилась. В торпедовском моторе словно испортилось зажигание, мощность его упала, скорость оборотов уменьшилась, и его хватило только на то, чтобы с трудом отыграть пропущенный мяч.

И все-таки какой ни взять матч торпедовцев, даже такой, о котором принято говорить, что он проведен ниже возможностей, вы всегда найдете в нем чисто торпедовские искорки, радующие сердце и глаз любителя футбола.

Удается ли операция или нет, в ней всегда есть смысл. Разумеется, в игре команды в целом и ее игроков в отдельности можно найти много недостатков, в частности, не оставляют достаточно убедительного впечатления чисто физические кондиции команды, ее выносливость и связанные с нею моральные факторы. Но команда показывает футбол, который нельзя не признать красивым, результативным, техничным. В этом смысле команда может служить примером.

Возникает любопытный вопрос. Как же случилось, что команда, потерявшая в последние два года почти весь состав, сумела сохранить свое лицо, почерк, манеру и, судя по ходу чемпионата, силу. В сравнении с годами высшего расцвета (1960 и 1961 г.) в ней остались всего четыре игрока, почти по одному на линию. Посудите сами — в линии защиты остался В.Шустиков, в линии полузащиты — В.Воронин, в нападении В.Иванов и О.Сергеев. Семь новых игроков оказались освоенными командой в очень быстрый срок и сейчас нисколько не нарушают привычного торпедовского ансамбля. А ведь мы знаем, какие трудности приходится переживать любой команде, когда в ее состав приходят один - два новых игрока, и как порою эти игроки существенно меняют лицо команды.

Нам кажется, что одной из важных причин успешного возрождения московского «Торпедо» является наличие в командах двух игроков экстра-класса, определяющих стиль игры, хранителей и продолжателей торпедовских традиций и торпедовской школы. Мастерство этих игроков заставляет всю команду ориентироваться на них в игре, подравниваться, отвечать на их творческие замыслы, на их ходы, приспосабливаться к их футбольной фантазии. Эти игроки — Иванов и Воронин, составляющие ось, на которой вращается торпедовский мотор. Нет, пожалуй, ни одного игрового момента в матче, когда бы Иванов и Воронин, независимо от того, с мячом они или без мяча. участвуют ли непосредственно в ходе игры или занимают выжидательные позиции, не были в центре событий. Это ориентиры для всех остальных. Может быть, Иванов не всегда прав, делая замечания партнеру, давшему не туда или не так мяч, но он всегда прав, требуя от партнера торпедовской быстроты ориентировки и решения. Так создается ансамбль, и мы видим. как на наших глазах Соловьев, которого не считали хорошим футболистом, растет, усваивая торпедовский почерк. Признаки роста обнаруживают и другие игроки.

Второй важной причиной возрождения «Торпедо» следует считать и тренировочную школу «Торпедо», способствующую выработке игрового стиля команды. Мне не приходилось видеть тренировок, которым сопутствовало бы столько улыбок и веселья, как у торпедовцев. Они тренируются весело и играют весело. Фигурально выражаясь, они все делают с улыбкой, задором и азартом. Есть ли у них огрехи в тренировочной работе? Наверное, есть, иначе бы умели и вторую половину игры проводить на большом подъеме. Но направление тренировочной школы «Торпедо» — ее высокая эмоциональность нам кажется правильной.

Александр ВИТ
(«Футбол»,
№29)

 

Hosted by uCoz