Уже много лет эту команду, выступавшую в бело-черной форме с литерой «Т» на груди, хорошо знают не только у нас в стране, но и на стадионах Венгрии, Чехословакии, Австрии, Франции, Италии, Англии, ФРГ, Польши и многих других стран. Московское «Торпедо» (прежде ЗИС) вот уже четыре с половиной десятилетия представляет славный гигант советского автостроения. Начиная с 1938 г., автозаводцы выступают за рубежом и в товарищеских матчах, и в официальных турнирах. Как правило, выступают успешно.
Сезон 1977 г. торпедовцы
начинают в звании осеннего чемпиона страны, в помыслах о предстоящем турнире
чемпионов европейских стран, в творческих поисках красивой, комбинационной,
атакующей игры, которую исповедовали, как правило, все поколения этой команды.
...Воспоминания давних
мальчишеских лет. В Москве еще нет метро. И чтобы добраться до небольшого
рабочего стадиона РДПК, что в Ленинской слободе, в районе заводов АМО,
«Динамо», «Рускабель», «Котлоаппарат», едешь и едешь на шестнадцатом номере
трамвая чуть не через весь город.
РДПК. «Рабочий дворец
Пролетарская кузница». Здесь выступали молодые рабочие с близлежащих заводов,
отдававшие досуг любимому спорту. Вот отсюда, с «Кузницы», и начал в конце 20-х
годов коваться боевой своеобразный характер автозаводского футбольного
коллектива.
Но тогда — в свои первые
годы — тот рабочий клуб был известен не столько своей, казалось бы, лучшей
первой командой, сколько четырьмя остальными, которые в каждый выходной день,
как правило, одерживали победы над грозными в те годы клубами «Динамо»,
«Пищевики» (нынешний «Спартак»), КОР (нынешний «Локомотив»), ОППВ (нынешний
ЦСКА) и другими. В этих младших командах и закалялись многие будущие ведущие
игроки команды АМО—ЗИС — «Торпедо».
Рос автогигант. Вместе с
ним поднимался и рабочий спортивный, особенно футбольный коллектив, вскоре
получивший напротив Центрального парка культуры и отдыха им. Горького
просторный и красивый по тем временам стадион (нынче там идет строительство
нового здания Третьяковки). Здесь и заговорили перед войной — уже всерьез и с
интересом — о молодой заводской команде «Торпедо». Имена вратарей Бориса
Кочетова и Владимира Виноградова, защитника Василия Полякова (будущего
директора столичного карбюраторного завода), полузащитника Виктора Маслова,
впоследствии одного из популярнейших тренеров советского футбола,
форварда-спринтера Вячеслава Орлова (он пробегал стометровку за 11,2 сек., что
в те годы позволяло ему быть участником легкоатлетических состязаний) и многих
других автозаводских игроков заинтересовали специалистов.
Большинство из тех
футболистов затем стали первоклассными инженерами, навсегда сохранив любовь к
своей команде. В этой связи вспоминаются фамилии Ершова, Емельянова, Сигачева,
Павлова.
Первые чемпионаты СССР
«Торпедо» провело в классе «Б» (нынешняя первая лига). Но уже там оно
выделялось приверженностью к атаке, изящной, какой-то легкой (но не
легковесной) манерой игры.
А 1938 год принес
«Торпедо» сенсационный успех: команда, только что попадшая в высшее футбольное
общество, произвела там настоящий переполох, показав свой собственный вариант
популярной тогда футбольной модели «дубль-вэ-эм».
В годы становления
«Торпедо» как одного из наших ведущих клубов запомнились таранный центральный
форвард Александр Синяков, хитроумные маневренные инсайды Петр Петров и
Константин Рязанцев, быстрый крайний форвард из Батуми Ремиз Каричев. А потом в
команде стали появляться мастера один ярче другого. Многие из них давным-давно
— заслуженные мастера спорта, заслуженные тренеры. Вспомним хотя бы такие
имена, как Николай Морозов, Николай Ильин, Владимир Мошкаркин.
В первые послевоенные
годы особенной известностью пользовался Александр Пономарев, перешедший из
популярного в то время сталинградского «Трактора» в «Торпедо» и проведший здесь
лучшие годы своей интересной футбольной жизни. Тогдашняя линия атаки автозаводцев, где выступали еще и
Василий Панфилов, и братья Георгий и Василий Жарковы, и Василий Проворнов, и
Антон Яковлев, считались вместе с пятеркой Григория Федотова из ЦДКА и пятеркой
Константина Бескова из «Динамо» сильнейшей в советском футболе. Недаром
«Торпедо» в те годы слыло «грозой лидеров» и не раз завоевывало бронзовые
медали, уступая лишь московским армейцам и динамовцам, собравшим под свои
знамена великолепных игроков.
Но шло время, и вот уже
пришло новое поколение, в котором выделялся могучий светловолосый парень Эдуард
Стрельцов — футболист редчайшего таланта и сложной судьбы, игрок,
смотреть на которого тысячи ценителей футбола приходили специально. Появился в
линии атаки ершистый, курносый Валек Иванов, ныне уважаемый Валентин Козьмич —
заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР — человек, без которого вот
уже более двух десятков лет
трудно представить себе «Торпедо». А Медакин, Гусаров, Слава Метревели, Николай
Маношин, Валерий Воронин, Виктор Шустиков, Борис Батанов! Этот блестящий
футбольный ансамбль в 1960 г. и стал впервые чемпионом страны.
Казалось советский
футбол получил команду яркую, неповторимую, которая еще много лет сможет
привносить, в игру что-то свое, особое, еще неизведанное. Но так
случилось, что именно тогда по команде был нанесен первый удар: по
разным причинам из коллектива ушли Метревели, Островский, Гусаров, Маношин,
Глухотко...
И, тем не менее, через пять лет автозаводцы снова завоевали золотые медали. Но с той поры уже на протяжении двух поколений «Торпедо» в чемпионах не ходило, хотя круг почета с хрустальным кубком совершало не раз.
Олимпийский 1976 год
принес третью золотую осень автозаводским футболистам. Со всех концов страны и
из-за рубежа шли поздравления в адрес заводской команды. А уж радость в цехах
автогиганта и передать трудно. Тем более, что завод в прошлом году фактически
заново построил своим мастерам мяча отличный стадион на 25 тысяч мест, куда
вошли бы пять таких, как прежний РДПК.
Наш осенний чемпион
молод (средний возраст команды всего 23 года), и поэтому перепады в его игре в
минувшем сезоне были весьма значительны. Да и сам характер нынешней
торпедовской игры неоднозначен. Но приятно, что чемпион старался избегать
анемичных ничьих, хотел показать зрителям красоту игры в футбол в буквальном
смысле слова, игру, а не нудное добывание очков. В этом нынешнее «Торпедо»
продолжает традиции прежних поколений, которые тоже, как правило, в футболе
видели прежде всего захватывающие комбинации, неожиданные тактические ходы,
мощные, красивые голы, а потом уже считали очки как таковые, поскольку не
считать их вовсе, увы, нельзя.
Итак, «Торпедо» молодо и, безусловно, очень перспективно. Не случайно в блокнотах наших тренеров сборных команд разных рангов нынче так много торпедовских фамилий. И вот тут в самый раз сказать о наставниках автозаводской команды, особенно о В.К.Иванове и Ю.В.Золотове. Именно им в последние годы приходилось срочно латать внезапно появляющиеся зияющие бреши в основном составе. Ушли из коллектива Смирнов, Худиев, Никонов, Максименков, Соловьев. Иные клубы, к примеру «Спартак», и от меньших потерь оказались в нокауте. А «Торпедо» каждый раз возрождалось, как легендарная птица Феникс из пепла. Каждый год на место выбывших ведущих мастеров торпедовские тренеры находили то в Подмосковье, то во второй и первой лигах, не говоря уже о собственной футбольной школе, безвестных дотоле, но быстро приобретающих авторитет и популярность игроков.
«Средний» и
«капитальный» ремонт торпедовская футбольная машина проходила, как говорится,
на ходу, налаживая и шлифуя все хитроумные винтики очень сложного механизма,
именуемого «футбольная команда мастеров».
После того, как закончил
выступать вратарь Виктор Банников, в команде возникла серьезная проблема с
футбольной позицией «№1». И лишь в осеннем чемпионате показал свои большие
возможности молодой, неброский по манере игры Зарапин, долгое время считавшийся
чуть ли не третьим вратарем команды и морально списанный иными болельщиками из
ее боевого состава.
Очень интересны такие
футболисты, как Круглов и Пригода в обороне, Петренко и Сучилин в полузащите,
весь квартет форвардов — Беленков, Храбростин, Гришин, Дегтерев, которых
тренеры часто сменяли, почти как в хоккее (правда, не тройками, а парами), загадывая
в последние 25-30 минут матча трудные загадки соперникам. Конечно же, видную
роль в организации действий команды играли опытные Сахаров и Худиев, хотя по
ряду причин это был не лучший их сезон. Равно как нельзя забыть о Бутурлакине и
Белоусове — защитниках с опытом и сметкой, и, конечно, о капитане команды
Юрине.
Короче говоря, и это
постоянно подчеркивают тренеры автозаводцев, все 17 игроков, выступавших в XXXIX
чемпионате СССР в составе «Торпедо», внесли равный вклад в победу, показали
пример настоящей коллективной игры, футбольного братства, где каждый чувствовал
ответственность за общее дело. А главное знал, что за ним гигантский завод,
десятки тысяч людей, умело и быстро делающих красивые, мощные машины. Приятно,
что нынче команда высокой заводской марки не уронила. Но может и должна она играть
еще лучше. Ведь и марки машин лихачевского завода неизменно улучшаются...
Юрий ВАНЬЯТ, заслуженный
работник культуры РСФСР
(«Календарь-справочник
– 1977»)