В поисках «золотой» середины
ЭТО была одна из первых наших бесед.
Пожалуй, первая. Я спросил у него тогда:
— Что вы любите больше всего в футболе?
Он помолчал, потом заулыбался, видимо, вспомнив другой разговор, и
сказал:
— Больше всего?! Но ведь в команде у каждого своя задача.
Полузащитник должен надежно действовать при отборе мяча, на перехватах,
отдавать «в адрес» и хотя бы раз вывести нападающего на удар. Сумеешь все это сделать
— хорошо...
Признаться, его ответ смутил меня и даже немного разочаровал. Я хотел
услышать другие слова, почти поэтические — о радости импровизации, чарах
футбола, вдохновении, услышать именно от него, потому что он имел право их
говорить. Но он не сказал их.
Мы все видели этого футболиста на поле. Высокий, суховатый, с
движениями то размашистыми, как маятник, то неожиданно мягкими, как у кошки, он
заметен в игре. За ним можно не следить специально, он все равно заставит
обратить на себя внимание. В центре поля он вездесущ, в защите цепок, в атаке
быстр, а в целом — виртуоз, удивляющий, естественностью финтов и спокойствием
мудреца.
Таким мы знаем его сейчас. Почти таким мы его увидели и три с
половиной года назад, когда он стал играть постоянно в основном составе московского
«Торпедо». И мы сразу запомнили: «номер шесть — Николай Маношин».
Не у каждого футболиста, даже из числа наших ведущих мастеров,
спортивная биография начиналась гак ярко, как у Маношина.
Едва он дебютировал в большом футболе, как о нем появились самые лестные
отзывы. Маношина сразу признали одним из лучших полузащитников
страны и кандидатом в сборную команду СССР. В 1960 году, выступая весь сезон за
основной состав «Торпедо», он стал обладателем высших трофеев: золотой медали
чемпиона и диплома за победу в розыгрыше Кубка СССР. В это время Николаю Маношину было 22 года.
«Золотой дубль» — очень солидный пункт в характеристике 22-летнего
футболиста. Но я не хочу преувеличивать его значения, потому что Маношин, еще не будучи обладателем
высоких титулов, стал заметной фигурой в нашем футболе.
Мы познакомились с ним в 1959 году. Это был, первый сезон после
шведского чемпионата мира, трудный сезон переоценки ценностей, поисков новых
путей, особенно в освоении техники. Почти все сходились на том, что пробелы в
технике — наше больное место и что нам нужны игроки-виртуозы, безукоризненно
владеющие мячом. И именно в это время пришел Маношин
— футболист сильный прежде всего незаурядной техникой.
Он пришел очень кстати.
Трибуны горячо аплодировали. Маношину, когда он с уверенностью опытного жонглера,
поиграв мячом в воздухе, мягко перебрасывал его через себя и
оставляя недоумевающего соперника за спиной, или в акробатическом прыжке
перехватывал ногой мяч на такой высоте, которая казалась с трибун недосягаемой.
Маношин временами увлекался, злоупотреблял финтами,
но трибуны прощали ему это: они давно ждали такой игры — свежей, легкой,
импровизированной.
Как Маношин научился этой игре?
Он всегда играл в футбол увлеченно и жадно. Уже в шесть лет у него
был свой мяч, и он гонял его во дворе с ребятами допоздна. А рядом с домом
находился стадион Московского мясокомбината. Там соревновались настоящие
команды, там можно было подсмотреть финт и потом опробовать его у себя во
дворе. Он очень любил обвести трех-четырех ребят, он всегда старался это сделать
и научился делать.
В тринадцать лет его приняли в команду мальчиков мясокомбината. За
клуб разрешалось играть с четырнадцати лет, и чтобы не очень нарушать правило, тренер
держал его сначала в запасе. Но потом не устоял — уж очень заправски орудовал с
мячом маленький Николай. А парнишка сиял от гордости: он играл за мясокомбинат,
где мастером ремонтно-механического завода был его отец — Алексей Петрович Маношин.
Так начался футбольный путь Николая. Четыре года он выступал за
свой клуб. Потом по совету и рекомендации заслуженного мастера спорта
К.Рязанцева Маношин поступил в футбольную школу
молодежи, а еще через два года его пригласили в московское «Торпедо».
Уже тогда, в 1956 году, восемнадцатилетний Маношин
провел свою первую игру за основной состав мастеров против
свердловского ОДО. Но он не был готов к этому физически и к концу встречи совершенно
иссяк. Он долго вспоминал этот матч, втайне побаиваясь, что его снова поставят
играть за основной состав, и настойчиво занимался физической подготовкой. А
потом появились силы и выносливость, а вместе с ними еще большая уверенность в
себе, дерзость.
Сегодня, когда талант Маношина признан,
мы хотим видеть в его .лице футболиста сильного не
только своим техническим мастерством и.умением вести единоборство, во и острой тактической
зоркостью, строгостью действий.
Маношин. — игрок, до конца влюбленный в футбол,
игрок увлекающийся и способный увлечь зрителя. Но зритель, как показал минувший
сезон, стал придирчивее к Маношину. Аплодируя
мастерству и изяществу его финтов, трибуны не прощали ему теперь чрезмерных
вольностей, увлечения индивидуальной игрой. И на этом нельзя не остановиться.
Умение сочетать увлеченность с игровой дисциплиной — дело совсем
не легкое. И Маношину это не всегда удается. Правда,
в минувшем сезоне он играл строже, хотя и не менее эффектно, чем год-два назад.
Можно сказать, что Николай на пути к «золотой середине». И конечно, он найдет
ее, потому что он человек серьезный, умеющий видеть главное и ценить мнение
других.
Когда-то он переборол в себе желание быть форвардом. А он считался
хорошим форвардом и в клубе
мясокомбината, и позднее в футбольной школе молодежи. Он выходил на поле под:
номером 9 или 10, обводил соперников и забивал голы. И, как всякий мальчишка,
он мечтал стать грозой вратарей. Но однажды на календарную встречу не смог
прийти полузащитник школьной команды, и на его место поставили Маношина. А потом Николаю сказали, что это и есть его место.
Конечно, ему не хотелось расставаться со своей красивой мечтой, но он поверил
тренерам и товарищам и стал полузащитником.
В жизни Николай строг к себе. Он не сторонник шумных развлечений,
предпочитает театр, музыку, любит читать. Кстати, его отец, ныне пенсионер —
фанатик музыки, хорошо играет на духовых и народных инструментах,
и Николай вместе с женой Тамарой часто бывает в доме родителей, в мире музыки.
Правда, Маношин говорит в шутку, что отцовский фанатизм
он перенес на футбол, а для музыки оставил только чуть-чуть.
Но зато в своей специальности сын продолжил в какой-то мере
традиции отца. Он закончил механико-технологический техникум при мясокомбинате
и получил диплом техника по холодильным установкам.
Николай был учащимся, когда уже выступал за «Торпедо». Ему
пришлось сочетать постоянные тренировки, игры, разъезды с посещением лекций. экзаменами. Это требовало упорства,
умения планировать каждый свой день. Это было трудно, но товарищи по техникуму,
видя серьезное отношение Маношина к учебе, помогли
ему не только закончить курс наук, но и сделали его
своим вожаком, избрав старостой группы.
Николай Маношин — комсорг команды. А
если комсорг — значит пример для всех и в жизни, и в семье,
и в футболе. И он действительно пример. Он продолжает настойчиво работать над
повышением своего мастерства, воспитывая в себе новые качества, которые
позволили бы ему подняться еще на ступеньку выше.
Если два-три года назад мы говорили о Маношине
как о технике-виртуозе, то теперь мало сказать о нем только это. Николай
заметно повысил свое тактическое мастерство. Уже не так часто можно увидеть его
затяжные дриблинги при атаках, которыми он злоупотреблял раньше, В обороне Маношин почти отказался от рискованных финтов, вырабатывает
в себе чувство дистанции при наблюдении за соперником, а в центре научился
умело выбирать позицию для перехвата мяча.
Одним словом, Маношин, порадовавший нас
три года назад прежде всего виртуозной техникой и
талантом импровизации, сейчас утверждает себя в тех игровых нормах, которые он
обязан выполнять как полузащитник высокого класса.
Владимир КИРИЛЛЮК