Мы
договорились встретиться с Валерием Сарычевым — голкипером московского
«Торпедо» в вестибюле станции метро «Площадь Ногина» и вместе пойти в редакцию
журнала «Футбол», где он ни разу не был. Пока шли по неосвещенной, в ранних
зимних сумерках, горбатой (как называли ее в старых справочниках) улице
Архипова к дому № 8, разговорились.
И первым его
вопросом, обращенным ко мне, был такой: «А почему вы решили написать обо мне?
Вообще-то я не склонен к популярности. Мне это как-то мешает. Да и к «Торпедо»
у прессы, особенно московской, отношение какое-то прохладное, что ли. К
примеру, выигрывает «Спартак» — и сразу хвалебные отзывы, а про «Торпедо»
просто скажут: сыграло так-то и так-то, выиграло с таким-то счетом, и все».
Вратарь с руками МУЗЫКАНТА
— А вы не считаете, что причиной всему невыразительная
игра вашего клуба в последние годы?
— Может быть. Но ведь и когда мы сыграем хорошо, отзывы по своей
тональности не меняются. В общем-то мы не обижаемся, нет, но иногда становится досадно,
когда что-то хорошее попросту не замечается.
— Что ж, спорить не буду, только ведь и болельщики
вашу команду не жалуют, в среднем на матчах «Торпедо» бывает 2-3 тысячи
человек. Отчего так происходит?
— Ну, конечно, многое, если не все, зависит от игры. Это ясно. Но ведь
посмотрите, в этом сезоне, особенно в его концовке, даже на матчах «Спартака»
мало зрителей собиралось. Жизнь, конечно, стала сейчас непонятная, сложная.
Что-то еще мешает людям прийти на стадион. Футбол как игра призван доставлять людям
радость. Может быть, наш болельщик и радоваться уже разучился, радоваться
каждой игре, каждой встрече со своим клубом, а не только его победам?
Так, не
торопясь, мы и подошли к редакции. Когда расположились в нашей тесной
комнатушке, где ютятся четыре человека, хотя и одному-то там тесновато будет, я
наладил одолженный у приятеля старенький допотопный диктофон (у сотрудников
журнала, увы, и таких нет), и беседа наша началась.
— Поскольку, Валерий, вы редкий гость на страницах
газет, давайте начнем с самого начала, с вашего пути в большой футбол. У
каждого игрока ведь он свой? Я слышал даже, что вы в детстве музыку
предпочитали футболу...
— Нет, футболом и музыкой я стал заниматься одновременно. Родился и вырос
в Душанбе. Почему стал заниматься музыкой? В то время было своеобразной модой
отдавать детей в специальные школы. Вот и мои родители решили определить меня в
музыкальное училище по классу скрипки, благо слух у меня был. Первое время было
интересно, но когда пошел футбол, стал потихоньку увиливать от занятий.
Родители поначалу ругались, как-никак платили деньги. В общем, закончил я семь
классов, но на выпускные экзамены не пошел. Как раз в то время проходил
футбольный турнир в городе, и я ушел из училища. Думал, что дома будет большой
скандал, однако родители неожиданно спокойно отнеслись к моему выбору,
наверное, оценили самостоятельность решения, что всегда было в нашей семье в
чести. Жалею ли, что бросил училище? Навык игры на скрипке я получил, но думаю,
что ничего сверхъестественного в музыке из меня не вышло бы. И все же я
благодарен училищу, его преподавателям хотя бы за то, что что-то знаю о
классической музыке. Вообще, на мой взгляд, современный человек должен иметь
хотя бы общие познания о музыке. А то пообщаешься сейчас с молодыми ребятами и
видишь, что никакого понятия о ней, причем я не говорю о каких-то глубоких
познаниях, они не имеют и не знают даже имен композиторов мировой классики. Не
будь училища, и я бы, возможно, тоже был таким.
— Хорошо, а что было потом?
— Потом я закончил школу и сразу поступил в институт физкультуры у нас в
Таджикистане. А тут вскоре Иштван Секеч, бывший тогда тренером «Памира»,
пригласил меня в команду. Человек он неординарный, и я благодарен судьбе, что
она свела меня с ним. Секеч открыл мне глаза на многие, казалось бы, простые
футбольные истины. Через год он ушел от нас в львовские «Карпаты» и, между
прочим, вывел их в высшую лигу. Да и мы в тот год заняли третье место.
Когда закончил институт, Олег Базилевйч пригласил меня в ЦСКА, хотя
до этого приглашало и московское «Торпедо», куда я в общем-то и хотел пойти. Но
у меня была безвыходная ситуация — надо было служить в армии. А когда отслужил
положенное, то и позвонил Иванову.
— Он что, видел как вы играете?
— История тут такая. Был конец
сезона 1980 года. «Памир» приехал в Смоленск на матч с «Искрой». Как сейчас,
помню ту игру, ливень разразился, грязь, поле тяжелое. Руководство «Торпедо» во
главе с Ивановым приехало в Смоленск смотреть, по-моему, Данисявичуса. А тут я
вроде бы неплохо сыграл, и уже вскоре Юрий Васильевич Золотов официально
пригласил меня в команду.
— А почему вы остановили свой выбор именно на
«Торпедо»?
— Наверное, по двум причинам. Еще с детских лет из всех московских
команд, не знаю уж почему, любил только «Торпедо». А во-вторых, в жизни люблю
надежность во всем, и мне казалось, что именно в «Торпедо» есть какая-то
надежность.
— Про команду «Торпедо» говорят, что эта команда как
государство в государстве.
— Я и сам часто употребляю подобное сравнение. Может быть, это не всегда
получается, но мы стараемся быть независимыми от кого бы то ни было.
Большинство вопросов клуб решает совместно с заводом, который делает для нас, и
за это ему огромное спасибо, практически все.
— А как встретила вас команда, наверное, не все было
гладко?
— С ребятами проблем не возникало, было даже очень интересно, поскольку и
традиции в команде какие-то необычные, и отношения нестандартные.
— А Валентин Иванов — ведь он, говорят, человек
строгих правил?
— Строг Иванов бывает в официальной обстановке (иначе, наверное, и
нельзя), а вот в тесном, что ли, кругу держится с нами на равных, часто шутит,
рассказывает разные истории из своей практики.
Что касается игры, то Иванов раньше повторял: главное — внимательно
сыграть в обороне, не пропустить, а там где-нибудь и забьем. Вот такая система
игры у нас была, а сейчас — другая. На установке Иванов уже говорит: надо
постараться забить столько-то, не пропустить столько-то. Или, обращаясь к
кому-то из нас, объясняет: тебе надо сделать так, и если будешь это делать, то
это и будет гарантией успеха. И ребята теперь все по-другому стали
воспринимать, каждый четко знает свою задачу на поле и верит в ее выполнимость,
так как говорит ему об этом такой авторитет, как Валентин Козьмич Иванов, сам
испытавший все это на себе, знающий об этой игре практически все.
— Когда вы пришли в «Торпедо», основным голкипером был
Вячеслав Чанов?
— Да, Чанова я считаю одним из лучших вратарей в истории нашего футбола.
Вот кто настоящий профессионал. Очень многому я у него научился. Он ничего от
меня не скрывал. И человек Слава необыкновенный. Я даже атмосферу футбола в
«Торпедо» тех лет воспринимал через его понимание, и оценку того или иного
факта.
— Но потом он ушел из клуба...
— Сложная эта история и в то же время вроде бы обычная. Играя в
отборочном матче за олимпийскую сборную СССР против Чехословакии, Чанов сломал
палец и выбыл на два месяца. За «Торпедо» стал играть я. И удачно. Когда же
Чанов поправился, он, едва появившись в основном составе, по-моему в домашнем
матче с «Кайратом», вновь получил травму — повреждение мениска. Вот так сезон
для него и закончился. В конце же его у Чанова состоялся разговор с Ивановым. О
чем они беседовали, судить не берусь, не присутствовал, но после этого Слава
ушел, как он выразился, хлопнув дверью. Благо тут подвернулось приглашение от
«Нефтчи». Хотя, думаю, Чанов и сам понимал, что уходить ему из «Торпедо» не
надо было, мог еще поиграть. И, кстати, выступая потом за ЦСКА, когда ему было
уже 36 лет, как бы доказал это.
— Похожая ситуация потом сложилась у вас с Хариным?
Только на месте Чанова оказались вы?
— Когда в 1984 году Дима пришел в команду, я в то время играл вроде
неплохо, но где-то понял, что буду ему уступать. Все-таки он член юниорской,
молодежной, а потом олимпийской сборных. В общем, талант. И это стало
нервировать меня, а тут еще в матче с московским «Динамо» я получил травму. Да
и проиграли мы тот матч, по сути, из-за меня. После этого в ворота встал Харин
и играл очень здорово. Нога
у меня долго болела, подвернул голеностоп. Мне надо восстанавливаться, а он
играет все лучше и лучше. В общем-то я понимал тренера — «Молодой пацан,
перспектива громадная, играет на уровне взрослых, никого и ничего не боится».
Сезон 85-го кое-как доиграл, а вот в 86-м позиция стала уже равная; то он
играл, то я. Причем чаще я, в том числе и в финале Кубка СССР, выигранном нами
у «Шахтера». Но, как ни странно, после этого матча все пошло на нет.
— И у вас состоялся разговор с Ивановым?
— Нет, это произошло спустя год. Прошел сезон 86-го, начался следующий, и
в начале его я подошел к Валентину Козьмичу (кстати, готовился я очень
серьезно, это была последняя моя надежда — смогу ли я на худой конец Харину
хоть конкуренцию составить). Иванов обычно говорит так. «Если я к человеку не
обращаюсь, не ругаю его, значит, я поставил на нем крест». И вот такой случай
произошел со мной. Вокруг меня образовался какой-то вакуум, и я сознательно
пошел на разговор с Ивановым, чтобы положить конец этой неопределенности. Он
мне сказал так же прямо, что шансов у меня мало, практически никаких. Как ни
странно, после этого я успокоился. Стал нормально трудиться — отработал
тренировку, отстоял за дубль, приехал, посидел в запасе за основной. Главное,
внушал себе, не унывать, и, знаете, пошло дело. А в концовке чемпионата провел
даже три заключительные игры, сыграл удачно, да и мы в итоге заняли четвертое
место.
— И тут Харин покинул команду.
— Не знаю, почему ему нужно было уходить. Возник этот вариант после матча
в Тбилиси, где Дима допустил две ошибки, стоившие «Торпедо» очка. То ли обида
взыграла, то ли еще что. Для Иванова, как я понимал, его уход был полной
неожиданностью. Если вы спросите меня, то я считаю, что Харин совершил ошибку,
и именно после этого у него дела пошли хуже. В этой черной полосе было у него
одно светлое пятнышко, когда вместе со сборной он стал олимпийским чемпионом,
но даже там это был уже не тот Харин.
— А может, в вас говорит какое-то чувство досады на
Харина, может быть, даже зависть?
— Да что вы! Во-первых, у нас с Димой всегда были хорошие отношения и
даже сейчас, когда приезжали в Севилью, встретились с ним как старые друзья. А
во-вторых, мне, наоборот, вроде бы надо было радоваться, что он ушел, а я стал
основным вратарем...
— Про вас говорят, что вы лучше играете, если знаете,
что заменить вас некому или по крайней мере замена будет не равноценная,
— Да, это где-то правильно. Вот был Харин, у меня не все ладилось, потом
он ушел, и дела вроде пошли. Пришел Прудников, но он мне в чисто спортивном
плане как-то не мешал. И вот сейчас перед каждым матчем, когда выхожу на поле,
думаю — ну, кто это сделает, кроме как если не ты.
— Одно из достоинств вратарей — умение читать игру?
— Конечно, я стараюсь читать игру, но прежде всего изучаю манеру игры
наших нападающих. Смотрю «Футбольное обозрение», матчи по телевидению и
запоминаю — кто как бьет, кто как подает мяч, у кого какая манера и т.д. Мне
кажется, если ты знаешь нападающего, то это половина успеха. Я просто частенько
даже просчитываю для себя варианты игры того или иного футболиста.
— А на футбол часто ходите?
— Редко. По натуре я домосед, и вытащить меня из дома очень сложно. А вот
по телевидению стараюсь, конечно, смотреть
все игры.
— У вас большая семья?
— Жена Ольга, двое детей — девочка старшая и мальчик младшенький, пять
лет. Ольга, по сути, двух детей подняла на своих руках, так как и ее, и мои
родители остались в Душанбе. Помочь, кроме меня, было некому, а какой из меня в
разгар сезона помощник? Она никогда мне не жаловалась, что ей трудно, а,
наоборот, часто говорила, что футбол — это моя работа, и я должен отдавать ему,
пока играю, все, всего себя без остатка. И еще мне хотелось сказать одну вещь.
Вот сколько я ни читал футбольных материалов в газетах, ни разу не встретил хорошей
беседы с женами футболистов. А у них ведь доля особенная — они вместе с нами
проживают как бы две жизни: одну — когда мы играем (это совершенно особая
жизнь), вторую — после того как большой футбол для нас заканчивается (а это,
поверьте, коренная подчас ломка всего прежнего уклада), и не каждый и не
каждая, наверное, выдерживает этот перелом. А то вы все с футболистами, да с
футболистами...
— Может быть, вы и правы. Вам уже 30 лет. Что это для
вратаря?
— Обычно говорят, что это расцвет творческих сил. В общем-то я согласен,
но, честно говоря, хотел бы, чтобы признание ко мне пришло чуть пораньше. Вот,
к примеру, в этом году впервые попал в тройку лучших вратарей, однако это не
доставило мне такой радости, какую, допустим, испытал бы еще в прошлом году. Тогда
я старался, желал этого.
— Почему же?
— Сам не знаю. Может, на фоне тех радостей, которые были у нас в конце
сезона, все это как-то сгладилось.
— Вы имеете в виду матчи на Кубок УЕФА?
— Да, и вы знаете, самую большую радость доставил нам матч в Севилье. И
не потому, что там была команда сильнее «Монако». Нет, я считаю, французы выше
классом, чем «Севилья». Но вот вся атмосфера футбола в Испании была намного
сложнее. Такой был ажиотаж, так было тяжело, что я даже вспоминать не хочу,
хотя потом было приятно, мы ведь в итоге победили. А в Монако не просто победа
обрадовала, а то, как отреагировали на это у нас в стране люди. Даже вот соседи
в моем доме, многих я и не знал, подходили ко мне, поздравляли, благодарили.
Все это как-то приподнимает, честно вам скажу. Недавно ездил в Душанбе
навестить родителей, так люди в троллейбусе,
в автобусе узнавали (хотя я думал, что меня давно забыли), расспрашивали,
желали успеха. А самое приятное и важное было то, что мы в дни, когда стране
так тяжело жить, хоть на мгновение, хоть на несколько дней доставили людям
радость. Для этого стоит играть в футбол. Поймите меня правильно, я не считаю,
что мы что-то великое совершили, не для нашей команды это было очень большое
дело.
— А как вы восприняли приглашение руководства «Марселя»
подписать с вами миллионный контракт?
— Если возьмут — я не откажусь.
— А насколько реален ваш уход в один из зарубежных
клубов?
— Когда мы были в Египте, готовясь к матчу с «Монако». Юрий Васильевич
Золотов сказал мне: «Валера, мы тебя поставили на трансфер». Я говорю, ну и
прекрасно, что, меня уже кто-то берет? «Нет, — отвечает он, — но не исключено,
что кто-то и заинтересуется тобой». В общем, Иванов дал добро, а это значит,
что в плане моей замены у него все в порядке.
— А как вы считаете, если в команде два равноценных
вратаря, они должны играть по очереди?
— Нет, всегда должен играть один. Вратарь—это не полевой игрок, который,
пропустив несколько матчей, может выйти и заиграть. Вратарю, чтобы сильно и
стабильно выступать, надо все время быть в деле. Причем матчи за дубль не дают
той практики, которую получаешь во встречах за основной состав.
— А кто из зарубежных вратарей вам больше нравится?
— На данный момент? В общем-то я ставил на ван Брекелена, хотя у него и были
срывы, но все-таки видно, что он голкипер высокого класса.
— А аргентинец Гойкоэчеа?
— У него очень хорошая перспектива. Хотя и был у него на чемпионате мира фарт, но играл он
здорово, два матча выиграл, по сути, в одиночку, я имею в виду послематчевые
пенальти.
— А если говорить о нашей вратарской школе?
— Я считаю ее лучшей в мире. Вы посмотрите, сколько у нас появляется
хороших вратарей даже в один год или на протяжении нескольких лет подряд. А на
Западе такого нет, у них один талант может появиться раз в десять лет. Так я
считаю.
— А что в современной жизни вы отвергаете?
— Мы все были воспитаны в духе нашего общества. И то, что, например, мы
не верили в Бога, — это считалось нормальным. А сейчас какая-то другая
крайность — считается чуть ли не модным верить в Бога. Но ведь это не от души
идет. Вот что, по сути я и отвергаю в жизни. Ведь по отношению к религии это
выглядит кощунственно. Человек сам для себя может и должен определить — верить
ему в Бога или нет.
— А какие черты характера в человеке вы цените больше
всего?
— Порядочность и доброту. Остальные качества — производные. Если человек
порядочен, то он честен, мужествен, верен. Если он добр — он щедр душевно, он
милосерден.
— Я заметил, что вы всегда, когда уходите с поля после
окончания игры, непременно поднимаете руку вверх, приветствуя зрителей. Это
что, ритуал или нечто большее?
— Я считаю для футболиста это обязательным. Люди пришли за тебя поболеть,
и надо уважать их, хоть каким-то жестом поприветствовать. На Западе вы знаете,
как футболисты приветствуют своих поклонников — подбегают к трибунам,
аплодируют им. Вот бы и нам так же.
Я поблагодарил Валерия за беседу и, пожав ему руку,
вдруг обратил внимание — тонкая кисть, длинные пальцы, ну прямо руки музыканта.
Вратарь с руками музыканта, а ведь в этом что-то есть.
Иван ТИМОШКИН.
(«Футбол, 1991, №4)