Недалеко напротив входа в раздевалки Большой спортивной арены «Лужников» лежит железобетонная плита. Не так давно это был пьедестал, над которым возвышалась турнирная таблица Премьер-лиги. И не забыты еще времена, когда работники стадиона на первую ее строчку регулярно переставляли плашку «Торпедо». Сейчас осталась только плита и железобетонная логика: нет «Торпедо» в Премьер-лиге нет и таблицы. Но уже на следующий год клуб с таким названием снова может появиться в элите. Владельцы «Москвы» и стадиона имени Э.Стрельцова рассматривают вопрос о выкупе у «Лужников» бренда «Торпедо».

 

ТА ЗАВОДСКАЯ ПРОХОДНАЯ

Идея объединения двух клубов, выросших из одного завода, витает уже лет пять. Но сейчас она наиболее осуществима, с тех пор как в 2002-м один из самых богатых людей России Михаил Прохоров выкупил команду «Торпедо-ЗИЛ», переименованную позже в «Торпедо-Металлург», а затем в «Москву». Рассказывают, месяц назад Прохоров, чей капитал по оценке «Форбс» составляет 15 млрд долларов, неожиданно поинтересовался у работников клуба: «А почему, собственно, поменяли название «Торпедо-ЗИЛ»? Оно, мне кажется, было очень даже симпатичным». Не услышав вразумительного ответа, главный акционер клуба распорядился провести социологическое исследование на предмет какое название симпатично болельщикам. Бренд «Москва», тщательно выращиваемый три последних года, дал трещину. Слухи о возможной покупке тут же докатились до «Торпедо». «Недавно у меня состоялся разговор на эту тему с Владимиром Алешиным, и он сказал, что если появится серьезный покупатель, то он готов продать не только 30 или 50 процентов акций, но и все сто», косвенно подтверждает возможные перемены президент черно-белых Александр Тукманов. И тут же оговаривается, что для инвесторов купить только команду это несерьезный бизнес: «Покупатели смотрят на эти вещи гораздо шире. Вместе с акциями клуба они хотели бы приобрести и часть акций самих «Лужников», то есть стать их совладельцами. А это уже более серьезный вопрос, чем простая продажа команды». Но и согласие председателя совета директоров ОАО «Лужники» Владимира Алешина продать все сто процентов акций клуба — это уже огромный шаг вперед. Еще год назад он говорил о готовности расстаться только с блокирующим, но никак не контрольным пакетом акций клуба. Предложение Алешина почти что адресное: один только бренд «Торпедо» без ценных бумаг ОАО «Лужники» может быть интересен только Прохорову. Вместе с монархическими черно-белыми цветами и стилизованной буквой «Т» он получает историю: три чемпионских титула времен Советского Союза, шесть Кубков СССР и один Кубок России.

В самой «Москве» не отрицают интереса к бренду «Торпедо». Однако ждут еще более конкретных шагов Владимира Алешина. «Пока что он к нам не обращался с предложением продать акции «Торпедо». Обратится мы обязательно рассмотрим этот вопрос», пожимает плечами генеральный директор ФК «Москва» Юрий Белоус. Пока он очень доволен и брендом «Москва» все-таки пожаловал его лично мэр столицы Юрий Лужков. От таких подарков не отказываются, пусть после этого на трибунах футболистов и болельщиков «Москвы» называют не благородно «горожанами», а по-простому — «кепками» или, бывает, «пчеловодами».

А кроме того, по продвижению столичного бренда уже затрачено много усилий. Провели акцию «Приведи маму на стадион», заключили несколько контрактов на информационное спонсорство, только-только отскоблили старые надписи на креслах Восточной трибуны стадиона имени Э.Стрельцова и во всю ее нанесли новую «ФК «Москва».

Но в то же время Белоус признает и факт проведения заказанного президентом фонда «Группа ОНЭКСИМ» Михаилом Прохоровым социсследования. Хотя и не готов публично огласить его результаты возможно, посетителям стадиона на Восточной улице все еще близко старое доброе зиловское «Торпедо». Кричалка «Есть одна на свете сила суперклуб завода ЗИЛа!» в окрестностях станции метро «Автозаводская» уж точно бьет все рекорды популярности.

 

ПИВО В ЗЕМПЮ

При всей ясности интересов владельцев «Москвы» и «Торпедо» торг за литеру «Т» обещает быть яростным. «Вы заметили, что за всю историю существования двух наших клубов я не купил у Алешина ни одного футболиста? А хотел, обращает внимание Юрий Белоус. С ним достаточно сложно вести диалог. И не факт, что если мы выставим против одного Владимира Владимировича хоть десять переговорщиков, то сможем чего-то добиться».

Слова гендиректора «Москвы» подтверждает история. «Торпедо» Владимир Алешин выкупил в июне 1996 года. ЗИЛ уже не мог погрязшую в долгах команду. Безграмотный менеджмент автозавода и вовсе мог свести ее в могилу. К примеру, в 1993 году знаменитая пивная фирма «Хольстен» по контракту, заключенному с «Торпедо», передала в собственность клуба комплектующие пивных линий. Так они целый год лежали на складе и гнили, хотя это были живые деньги, и на них команда могла худо-бедно существовать.

В следующем году «Хольстен» в счет очередного денежного транша поставил клубу вагон пива. Деньги, чтобы его растаможить, так и не нашли, продукт испортился. Таможенники вынуждены были сами уничтожать почти сотню тонн пива лили прямо на землю. А забавную историю, как игроков команды в качестве премиальных за победу в Кубке России наградили автомобилями «Москвич», на капоте которых красовалась реклама спонсора, торпедовцы помнят до сих пор. Сами по себе автомобили этой марки продать было проблематично, не то что с рекламой. Ездить тоже невозможно. У Игоря Чугайнова, рассказывают, премиальные за победу в Кубке так и сгнили во дворе.

Выкупив команду, Алешин переселил ее с Восточной улицы в огромную чашу «Лужников» пятизвездочная арена не имела права оставаться без футбола. А через пять лет, летом 2001 года, «Торпедо» едва снова не поменяло владельца. Покупатель, известный бизнесмен Александр Мамут, большой любитель футбола, предложил председателю «Лужников» порядка 30 млн долларов. Сделка сорвалась в последний момент. По неофициальной информации, в «Лужниках» ожидали получить всю сумму целиком единовременно, Мамут был готов платить только несколькими траншами. Кроме того, новым владельцам «Торпедо» предлагалось заключить с «Лужниками» долгосрочное арендное соглашение и в течение нескольких лет проводить домашние матчи только на Воробьевых горах.

В январе 2002 года Александр Мамут сделал еще одну попытку выкупить «Торпедо». Бизнесмен вышел на генерального директора ЗИЛа Валерия Носова с предложением объединить две команды «Торпедо-ЗИЛ» и «Торпедо». Валерий Борисович отказал заявил, что объединять, собственно, нечего, это два совершенно разных клуба. И сделка вновь не состоялась, хотя, говорят, за ней стоял Роман Абрамович.

 

ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА — ПРЕМИАЛЬНЫЕ

Это уже третья попытка Владимира Алешина расстаться с «Торпедо». Несмотря на то что ни один эксперт не смог хотя бы приблизительно определить нынешнюю стоимость клуба, все они сходятся в том, что сейчас она ниже предложенных в свое время Мамутом 30 млн долларов. В команде уже нет ее многолетних лидеров Игоря Семшова, Константина Зырянова и Сергея Будылина. А выпет в первый дивизион существенно снизил капитализацию клуба. Сейчас уже очевидно, что вернуться в Премьер-лигу и прибавить в цене в этом сезоне «Торпедо» не удастся акция по выводу команды обратно наверх была организована неумело и запоздало.

25 ноября 2006 года в «Лужниках» в матче последнего тура встретились, словно по заказу, два неудачника чемпионата — «Торпедо» и «Шинник». Игра сама по себе представляла только статистический интерес торпедовцы впервые в своей истории покидали высшую лигу. Но к тому времени «Шинник» уже определил бюджет клуба на будущий год, именно в этот день завершил переговоры с новым главным тренером Сергеем Юраном и начал комплектование команды. «Торпедо» же только после Нового года наконец-то определилось со своим новым президентом Александром Тукмановым, а после Рождества и главным тренером — Георгием Ярцевым. Другой кандидат коренной торпедовец Вадим Никонов — от предложения возглавить команду отказался.

Все расходы на содержание команды были предельно минимизированы. При жестком графике выездных игр в первом дивизионе «Торпедо» лишь в самое последнее время стало пользоваться чартерными рейсами. Большую же часть первенства после первой выездной игры команда рано утром возвращалась в Москву, а на следующий день вновь летела на второй матч практически в тот же регион. Ни о каком отдыхе и полноценном восстановлении не могло быть и речи.

«Я думаю, что мы явно недооценили сам турнир первого дивизиона, называет главную причину провала Александр Тукманов. Он разительно отличается от Премьер-лиги своим календарем, огромными расстояниями, стратегией и тактикой борьбы. Плюс к этому едва ли не каждый соперник настраивался на нас особым образом, выходил на поле предельно отмобилизованным, и мы оказались к этому не готовы. Были у нас ошибки и в комплектовании команды: приглашались футболисты по именам, а не по их нынешнему уровню мастерства. Ну и самое главное мы так и не сумели поставить командную игру, выработать свой стиль. Не нашлось и явного лидера, который сумел бы в трудной ситуации повести за собой партнеров».

Брали, кстати, не только по именам. Ставку делали на тех, за кого не надо было платить, кто не был связан контрактом с другим клубом, в основном ветеранов, которые в целом не оправдали возлагавшихся на них надежд. Не изменилась ситуация и в летнюю дозаявочную кампанию. Опять-таки бесплатно был взят из развалившегося «Спартака-МЖК» нападающий Станислав Мурыгин, а у «Локомотива» в аренду защитник Дмитрий Круглов. К тому времени, правда, что-то изменить было уже невозможно.

Административный ресурс тоже не подключали получилось слишком дорого. Вадим Евсеев, ушедший со скандалом из клуба, потом рассказывал: то, что «Торпедо» не выйдет в Премьер-лигу он понял, когда команде заявили, что руководство не будет «работать с судьями». Возможно, об этом в «Лужниках» сейчас уже жалеют. После встречи с «Шинником» Владимир Алешин зашел в раздевалку и сказал игрокам, что, несмотря на поражение, он выплатит им премиальные как за победу, добавив при этом: «Это моя вина, что я не сумел вас защитить».

 

ШКОЛА ИНТЕРЕСА

Дешево вернуться в Премьер-лигу не получилось. Но содержать команду в первом дивизионе со всеми его перелетами еще дороже, чем в Премьер-лиге. И финансовые ресурсы у Владимира Алешина, похоже, заканчиваются.

«Самая большая проблема в первом дивизионе найти спонсора для футбольного клуба, подтверждает Александр Тукманов. По сути, это чисто затратные средства. Отдача (реклама и прочее) мизерна, не как в Премьер-лиге. Да, у нас был контракт с ТВЦ и, в принципе, хочу их поблагодарить за него. Но матчи нашей команды показывались едва ли не в ночное время и, следовательно, опять были не столь привлекательны для рекламодателей».

На днях Тукманов подготовил подробнейшую записку Владимиру Алешину о том, какой он видит инфраструктуру клуба на следующий год, составил примерный бюджет на следующий сезон и теперь ждет ответа, после которого и можно будет делать выводы, инициирует ли Алешин продажу клуба. Этого ответа ждут и в клубе, который не подписал еще ни одного контракта с выпускниками своей школы и не продлил еще ни одного соглашения с футболистами основной команды, и в «Москве», и даже в ЦСКА. Недавно президент ЦСКА Евгений Гинер предложил Владимиру Алешину продать хотя бы часть акций знаменитой торпедовской Футбольной школы мастеров (ФШМ). Пока Гинеру было отказано. Но после продажи бренда к этому разговору можно будет вернуться.

Андрей ВДОВИН
Иван
ТИМОШКИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz