ДРАМА «ТОРПЕДО»

Любимцы «торсиды»: А.Пономарев, В.Иванов, Э.Стрельцов, В.Маслов (тренер), В.Воронин, В.Шустиков, В.Никонов, С.Шустиков, И.Семшов.

Почетные болельщики: К.Тоцкий (постоянный представитель РФ при НАТО), А.Арканов (писатель-сатирик), В.Калюжный (посол РФ в Латвии), Г.Горбунов (член Совета Федерации), А.Козлов (руководитель группы «Арсенал»), И.Завьялов (зам. президента Внешторгбанка), А.Дементьев (поэт), А.Шаганов (поэт-песенник), В.Лебедев (председатель Верховного суда РФ), Н.Расторгуев (лидер группы «Любэ»).

Фан-клуб в Москве: 1011 членов.

 

АРКАДИЙ АРКАНОВ писатепь-сатирик

На футбольный матч отец впервые взял меня в 1943 году. Еще шла война, на первенство Москвы играли тогда «Спартак» и «Торпедо». Отец был ярым болельщиком «Спартака», а мне вот больше понравилась команда в черно-белой форме. Очень красивым показалось слово «Торпедо», оно меня просто заворожило. С тех пор я торпедовский болельщик. Моими кумирами в те годы были Александр Пономарев и Августин Гомес. Из игроков следующего поколения всегда восхищался мастерством Валентина Иванова, горжусь, что с Валей мы друзья. Когда я стал постарше, заметил, что торпедовская команда популярна среди московской интеллигенции. Этот факт поднимал «Торпедо» в моих глазах еще больше.

Вообще слово «Торпедо» для меня футбольная святыня. Поэтому, когда автозаводская команда распалась, переживал и за «Торпедо» лужниковское, и за «Торпедо»-ЗИЛ, и за «Торпедо-Металлург». Теперь вот делю свои симпатии между «Торпедо» и ФК «Москва». Когда они играют между собой, всегда страшно волнуюсь, испытываю сложные чувства, Даже на стадион в дни дерби не хожу, смотрю матч дома по телевизору.

Александр Шаганов поэт-песенник

Как я стал болельщиком «Торпедо»? Ну, во-первых, детство. Родился я в 1965 году в рабочей семье, отец болел за автозаводцев. К тому же в год моего появления на свет торпедовцы стали чемпионами СССР. Считаю это совпадение глубоко символичным.

Обожаю торпедовскую непредсказуемость, умение после неудачного матча дать бой признанному фавориту, обыграть объективно более сильного соперника. Для меня образ «Торпедо» наполнен романтикой заводских окраин. «Торпедо» символизирует созидание, роль е обществе высококвалифицированного рабочего человека. Под это настроение как-то написал песню «Улочки московские». Ее великолепно исполняет лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев, тоже, кстати, торпедовский болепьщик. В подпевке хора там рефреном звучит: «Торпедо Москва». Это очень московская песня. В «Лужниках» ее заводят, когда торпедовцы выходят на разминку.

Знаю, многие наши болельщики неоднозначно восприняли в свое время переезд команды в «Лужники». Мне кажется, тогда это был единственно возможный путь спасти «Торпедо» как футбольный бренд. Иначе «Торпедо» могло исчезнуть, как Атлантида.

 

В московском футболе черный цвет предвестник несчастья. Команды, выбравшие для своей формы этот колер, баловнями судьбы точно не назовешь. Рассыпался черно-оранжевый «Металлург», в котором начинали когда-то легендарные Григорий Федотов и Константин Бесков. Не вписалось в виражи экономических реформ на рубеже веков и «Торпедо». После странной истории с пивной компанией «Holsten» ни единого солидного спонсора. Только хиревший в те годы на глазах ЗИЛ. Да и вообще по объему свалившихся за последние полвека на черно-белую команду невзгод «Торпедо» можно считать в Москве абсолютным чемпионом. Когда в столице начали подготовку спортобъектов к Олимпиаде80, «Торпедо» покинуло одевшиеся в строительные леса «Лужники». Команда переехала на скромный зиловский стадиончик у старого Даниловского монастыря, на целых 20 лет ставший ее домом. Жертвой переселения стала по меньшей мере четверть торпедовской «торсиды». Примерно столько, как считают в клубе болельщиков, перестали тогда посещать матчи. Ведь стадион не только ряды пронумерованных сидений да шашлык с пивом. Для многих это аура, настроение, собственный футбольный мир. Кто-то после грандиозных «Лужников» не воспринимал «игрушечный» стадион на Восточной улице. Кого-то смущала перспектива поездок в рабочий и, соответственно, менее спокойный, чем благополучные Хамовники, район города. Иные отошли от футбола совсем.

Черно-белые цвета стали уходить из западных и юго-западных кварталов Москвы. Они перемещались в сторону рабочих окраин ближе к ЗИЛу и Восточной улице, где теперь играло «Торпедо». Автозаводская, Пролетарская, Коломенское, Люблино, Текстильщики там подрастало новое поколение торпедовских фанов, которым суждено было стать свидетелями самой жестокой драмы за всю историю клуба.

Пик популярности «Торпедо» пришелся на первую половину 1960-х годов. Под впечатлением от завораживающей игры «золотой» команды Иванова Стрельцова Шустикова — Метревели армия торпедовских фанов достигла тогда своих рекордных размеров (по нашей оценке, около 18% всех интересующихся на тот момент футболом москвичей). Сегодня, когда на обломках первозданного «Торпедо» выросли ФК «Москва» и «Торпедо» лужниковское, коренным торпедовцам остается лишь с ностальгией вспоминать те счастливые для них дни, как картинки из детства. Времена, которые никогда уже не вернутся.

Интерес к «Торпедо» на ЗИЛе падал, и довольно быстро. В период с 1982-го по 1991 год торпедовцы пять раз пробивались в финал Кубка СССР. Любой работник завода мог заказать билеты на центральные места по ценам стадиона. С доставкой в цех. Казалось бы, сервис лучше не придумаешь. Но вот что недавно рассказал мне один из распространителей. Если в 1982 году на финал с киевским «Динамо» заводчане выкупили 1500 билетов, то в 1986-м (матч с «Шахтером») уже только 300. Дальше динамика совсем грустная: 1988-й (соперник харьковский «Металлист») 240, 1989 г. («Днепр») 200, 1991 г. (ЦСКА) 98.

Странно, «Торпедо» показывало в те годы пусть неброский, но вполне добротный футбол. Команду вряд ли стоит винить. Разгадка скорее в сфере социологии: с каждым годом на ЗИЛе становилось все больше лимитчиков, включая гастарбайтеров из Вьетнама.

Двадцатую годовщину последней в истории клуба победы в чемпионатах СССР автозаводцы встретили в глубоком финансовом кризисе. Вскоре почти все активы (право на трансфер игроков, торпедовский бренд) выкупило ОАО «Лужники». Команда вернулась на самый большой стадион столицы, снова потеряв на этом изрядную часть своих приверженцев. Борьба за болельщика началась в 1999 году, когда чуть оживший благодаря поддержке столичного мэра завод вновь собрал команду («Торпедо»-ЗИЛ). Для «торсиды» некогда единого «Торпедо» пришло время определиться, за кого болеть. Для многих это был горький выбор: решать, какая из двух половинок разрезанного по-живому «Торпедо» роднее. Немало оказалось таких, кто ушел во «внутреннюю иммиграцию». Говорят, сильно переживал гибель автозаводского футбола старинный торпедовский болельщик Александр Ширвиндт.

После раскола большинство торпедовских фанов пошли за зиловцами. Вскоре их, правда, поджидала очередная беда: «Торпедо-ЗИЛ» переименовали в «Торпедо-Металлург». Опять разочарование, опять потери.

Тем не менее «зиловских», похоже, было больше. В сезоне 2004 года, когда «Торпедо-Металлург» принимал лужниковцев на Восточной, решили провести эксперимент. Кассы стадиона разделили по командам. В одной билеты продавали исключительно для «лужниковских» болельщиков, в другой только «зиловцам». Результат: «лужниковские» кассиры реализовапи 900 билетов, «зиловские» 1200.

Но вернемся к борьбе идей. Политика фан-клуба «Торпедо» во многом строится из убеждений председателя совета директоров лужниковского клуба Владимира Алешина, который считает, что лучшая «агитка» классная игра команды. В сезоне 2004 года, когда «Торпедо» лидировало в чемпионате, болельщиков действительно стало ходить больше. Но уже в прошлом году этот импульс иссяк: торпедовцы играли ни шатко ни валко.

Твердого бюджета под привлечение новых членов у торпедовского фан-клуба, по нашим данным, нет. Время от времени по школам раздают билеты на матчи, болельщиков пускают иногда на открытые тренировки «Торпедо». Но есть и ноу-хау. После каждого матча любой желающий может подняться в пресс-зал «Лужников» пообщаться с игроком основного состава, взять у него автограф. Обычно приходят несколько десятков человек.

В ФК «Москва» свои игры. Для болельщиков проводят акции «Узнай себя» (в программе к матчу), «Забей гол с центра поля», «Приведи маму на стадион» (поощряется семейное боление). Оригинальным изобретением можно считать приглашение посетить Интернет-центр на Пятницкой улице. Достаточно предъявить билет на любой домашний матч ФК «Москва» и можно рассчитывать на 30 минут бесплатного Интернета и дисконтную карту в подарок.

«Москва» желает стать самостоятельным брендом без оглядки на автозаводские традиции. По словам руководителя фан-клуба «Москвы» Василия Петракова, подавляющее большинство его членов новые люди. «Торсида» «горожан» пишет свою историю с чистого листа.

«ФУТБОЛ» 10/2006

 

Hosted by uCoz