В
СОЮЗЕ СО ЗРИТЕЛЕМ
ИНОГДА,
сетуя на роль, отведенную тебе (пусть и не по чьей-нибудь, а по собственной вине)
в нынешнем большом футболе, думаешь: пожалуйста, стану зрителем. Зрителем и
только — безо всяких напоминаний о своем футбольном прошлом. Тем более что это
и не так уж трудно — без напоминаний.
Когда
слышишь вдруг свое имя в перечне самых уважаемых игроков, ловишь себя порой на
ощущении, что в мире моих скромных теперешних занятий и забот действует совсем другой
Воронин, а «тот самый Воронин» мне сейчас мало чем может помочь.
Но,
занимая место на трибуне, решив не вмешиваться в происходящие на поле события
даже мысленно, очень скоро сталкиваешься с «тем Ворониным», который никак не
хочет почувствовать себя «вне игры» — с трибун, оказывается, никто из «прежних»
уйти без ведома сегодняшних зрителей не может, неважно даже, появляется он
теперь на стадионе или вовсе забыл туда дорогу.
Оказывается,
обязательства игрока (пусть и бывшего) перед своим зрителем остаются в силе.
Нам нелегко уходить из футбола. Но всегда ли — не успеваем задуматься мы —
легко и просто оставаться в нем зрителю? Без нас, что ли? — усмехнутся, услышав
про трудности зрителей, ослабленные обидой невнимания к себе ветераны.
Да,
без нас — я это сам совсем недавно понял, привыкнув за последние годы к роли
зрителя, — без нас, в которых они вкладывали себя.
Все
ведь значительное, что удавалось нам в футболе, без участия зрителя никак бы не
совершить. Теперь футбол все чаще хотят представить трибунам деловым, а
выглядит он скорее просто многозначительным.
Зрителя
нельзя обмануть. Обмануть можно только себя, на мгновение хотя бы решив, что поддержка
и понимание трибун — дело второстепенное, что есть в футболе что-то поважнее,
чем внимание зрителя.
Футбол,
однако, игра прежде всего со зрителем, Не в присутствии зрителя, а именно со
зрителем. Хороший игрок ощущает зрителя своим главным партнером — поскольку
хорошее настроение, приходящее от внимания зрителя к действиям игрока, столь же
важно, как и мяч, переданный тебе своевременно. Я не преувеличиваю.
Известный
игрок — это игрок, вызывающий в первую очередь интерес у публики.
Футбол
становится, как говорят, все сложнее. Все тоньше и строже сотрудничество игрока
с тренером, со всеми способствующими прогрессу игры специалистами: врачами,
психологами.
Но
если игрок не в состоянии повести за собой в эти новые сложности зрителя,
увлечь его этими сложностями, он и не сможет, я убежден, повести игру на
должном уровне, повести за собой партнеров и на поле.
Мы
твердим сейчас игрокам про максимальную отдачу каждого на своем месте в
команде, про умение вести борьбу до последней секунды матча. Но максимальная
отдача возможна при максимальной зрительской заинтересованности, создающей особую
атмосферу — напряженную, но, насколько я помню, и праздничную, когда сверхусилие,
ко всему прочему, и в радость, и самоутверждению твоему помогает немедленный отзыв
на твою игру трибун.
А
когда зрителя настойчиво приучают к мысли, что сегодняшняя игра почему-либо еще
не самая главная, а только подготовка, проверка (хотя что же в таком случае
можно проверить?), он тоже приберегает свои непосредственные эмоции на завтра.
Конечно, при такой взаимной экономии на праздник, подразумевающий щедрость,
рассчитывать трудно.
Меня,
возможно, спросят: а на какую же поддержку трибун сегодня можно особенно рассчитывать,
когда едва ли не все важные матчи транслируются по телевидению? Но ведь партнерство
и на поле усложняется, требует все большей фантазии, воображения. Почему же в
партнерстве со зрителем новые формы должны настолько уж озадачивать? Я
согласен, что футбол по телевизору — это другой футбол. Но артисты же и в театре
играют, и в кино снимаются, хотя мне, например, приходилось слышать от них, что
это совершенно разные вещи.
Телевидение,
конечно, в чем-то размагничивает зрителя. Он привыкает смотреть и понимать игру
с посторонней помощью. Но не думаю, однако, что в постижении тайн современного
футбола можно чем-нибудь заменить выдающегося игрока, увиденного на поле с
трибун. Большой игрок так умеет привлечь к себе внимание, так умеет сосредоточить
внимание всего стадиона на своем исполнении, что ни с каким повтором в
видеозаписи не сравнить. Ведь переживания зрителя в такой момент никакая
видеозапись не уловит. Тут уж, наверное, на кардиограмму лучше посмотреть.
Нет,
своего зрителя игрок и команда теряют только тогда, когда теряют свою игру,
отказываются от своей игры ради временных благ. Думают, вымучив очко, что
угодили зрителю, а на самом-то деле безнадежно его потеряли. Хорошо, правда,
что зритель отходчив и при малейшей перемене к лучшему у него снова возникают
надежды. Только надо ли этой отходчивостью злоупотреблять? А то ведь надежды
начинают связывать с теми, кто придет на смену игрокам, злоупотребляющим
долготерпением зрителя...
В
общем-то, любую из волнующих сегодня футбольную общественность проблем можно
рассмотреть «через зрителя». Взглянуть исключительно его глазами — и нисколько
не разойтись с мнением самых строгих специалистов. Уверен, что в потере контактов
со зрителем первопричина многих неудач.
В
чем особенность выдающихся наших игроков?
Не в
том ли — я говорю об игроках разных времен, — что, как бы болезненно ни
реагировала публика на их промахи, репутация их оставалась твердой? Всегда
можно было ожидать, что после неудачи большой игрок выступит блестяще; что
команда, серьезно огорчившая, в следующем матче порадует своих почитателей; что
про неудачу будут вспоминать, как про досадный эпизод, не характерный для клуба
и его игроков, поскольку впечатление от яркой победы перекрывает все, что случалось
прежде.
Хороший
игрок должен и может убеждать зрителя. Но выдающийся мастер еще и умеет переубеждать,
что несравнимо труднее.
Сыграть
безошибочно реальнее тогда, когда страх ошибиться на тебя не давит. Иногда очевидная
ошибка, правда, отвлекает от более глубоких причин неудачи. И ошибку эту вспоминают
и вспоминают только для того, на мой взгляд, чтобы не задумываться о самом
неприятном.
Вот,
например, сколько склоняли динамовца Петрушина за незабитый им мяч в ворота
бельгийского «Локерена», как охотно критиковали московских динамовцев именно за
это поражение на последних секундах игры. Но разве не всему причиной потеря
командой «куража» — растерянность, доходящая до равнодушия, до апатии. Тогда-то
один-единственный потерянный шанс воспринимается как трагедия.
Но
классный игрок, классная команда — сплошной шанс. При всей горечи сегодняшнёго
поражения у классной команды, у классного игрока чувства обреченности никогда
не возникает. Только злость на себя, не сумевшего сделать то, что должен был и
мог. И желание немедленного реванша, к которому готов и готовность свою показал
и зрителю, и сопернику, сражаясь до последней минуты, к чему мы настойчиво и
зачастую тщетно призываем большинство сегодняшних игроков.
Настоящая
команда, настоящие игроки шаги к реваншу делают в той же самой игре, где не
успели отыграться: и это чувствует и сердящийся на «своих» зритель, и внешне
ликующий соперник.
Хидиятуллина
я бы не за то критиковал, что он не забил гол на Олимпиаде в ворота ГДР — у любого
мастера подобные промахи случаются. Но вот то, что он не стал в той игре
лидером, обидно.
Лидер
— это «звезда» без выходных. И без страха, разумеется, ошибок.
Вспомните,
как случалось ошибаться Стрельцову. Но был ли он когда-нибудь в ошибках своих
не Стрельцовым — переставал ли когда-нибудь быть самим собой? При ошибках его, бывало,
дух захватывало — и у партнеров на поле, и на трибунах — от самого размаха, от
смелости и неожиданности задуманного, от того, что могло бы произойти, не
случись осечки. За его ошибкой, все догадывались, такая была правота, которая не
могла не восторжествовать в самом скором времени.
В
очень важной для «Торпедо» игре в шестьдесят четвертом году против киевского
«Динамо» мы получили право на пенальти. Я был моложе Валентина Иванова на пять
лет, и вообще тот год был для меня одним из лучших в футбольной карьере, мне
почти все удавалось, и, хотя одиннадцатиметровые я обычно не бил, после неудачного
удара Иванова, отбитого Банниковым, я про себя подумал: почему наш капитан не
передоверил мне выполнение пенальти, я меньше его волновался, я бы, до сих пор
так думаю, забил. Но очень скоро я понял, что, как лидер, Валентин Иванов был
совершенно прав — нельзя в такой игре лидеру уходить от ответственности. И
пусть риск его в тот раз не оправдался — Иванов остался Ивановым и, задетый
редким для себя невезением, уже в следующих играх проявил себя с обычным блеском.
Вероятно, лидер даже ранимость своего самолюбия должен обернуть на пользу команде
и ни в коем случае не обеспечивать себе «щадящего режима».
Ошибался
— и как ошибался, причем в играх, достаточно ответственных, — Лев Яшин, Но клубу
и сборной нужен был непробиваемый Яшин — непробиваемый на грани невозможного.
Он необходим был всем в качестве лучшего вратаря. И мы видели такого Яшина —
вот уж кто умел переубедить всех засомневавшихся в нем.
В
этих своих заметках я подчеркнуто говорю «зритель», как бы избегая привычного
«болельщик». Избегаю не совсем, конечно, случайно. Под болельщиком мы привыкли
подразумевать человека, безгранично авансирующего свое хорошее отношение к
футболу. Сегодня, все это, наверное, заметили, авансирование стало гораздо
строже — поскольку многие авансы до сих пор не оплачены.
Но в
строгости, возникшей сейчас, заметно и лучшее понимание новых трудностей, стоящих
перед футболом, трудностей, в решении которых зритель, как мне кажется, пробыв
достаточно долго в этом ранге, готов быть верным союзником тем, кто на поле.
Валерий ВОРОНИН,
Заслуженный мастер спорта
(«Футбол-хоккей», 1981)