Лев ЯШИН,
заслуженный мастер спорта
ЛИЦОМ
К ЛИЦУ С ФОРВАРДАМИ:
ВАЛЕНТИН ИВАНОВ
Кузьма,
о котором упоминал в приведенном мною выше отрывке из своей книги Стрельцов,—
это ныне заслуженный мастер спорта, заслуженный трен РСФСР Валентин Козьмич
Иванов, а в ту пору — просто Валя.
О
Валентине Иванове писать очень трудно. Потому что о ней уже и до меня много
сказано в нашей спортивной литературе хорошего, заслуженного, верного. Да и сам
он несколько лет назад предстал перед нами как автор книги «Центральный круг»,
в которой встречаешь немало интересных мыслей и наблюдений. И все-таки не
сказать своего слова об этом выдающемся спортсмене я не могу. Лицом к лицу мы
с ним сходились не раз.
Есть
имена, которые не мыслишь себе вне какой-то конкретной среды. Валя Иванов —
истинный автозаводец. Он пришел в «Торпедо» еще в сорок восьмом году
четырнадцатилетним мальчишкой, в восемнадцать был введен в основной состав и
оставался там на протяжении полутора десятков лет, из которых около десяти был капитаном
команды, а главное — ее душой, ее признанным лидером, ее «камертоном», по
которому настраивалось все «Торпедо», который определял тональность исполняемых
им партий. Того «Торпедо», которое было четвертой в нашей истории командой
(после «Динамо», «Спартака» и ЦДКА), сделавшей в шестидесятом «дубль», ставшей
в шестидесятые годы признанным лидером отечественного футбола, радовавшей людей
необыкновенно красивой, изящной игрой. Первой скрипкой в том прекрасном
футбольном оркестре был Валя.
О
нем писали не раз как о выдающемся дирижере «Торпедо». Правильно. Писали как о
тонком, филигранном технике. Тоже правильно. Писали как о человеке, умевшем
забить самый важный, самый ценный для команды, решающий гол. И это бесспорно.
Но все-таки из всех его достоинств я бы особо выделил одно — его необыкновенное
умение выбирать место и «отрываться» от соперника.
Тут мне бы хотелось сделать небольшое лирическое отступление. В последнее время у нас стали много размышлять над причиной резкого снижения результативности нападающих. При этом пишут и говорят о постановке удара по воротам, о неумении наших форвардов сильно и точно поразить цель. Но на таком ли низком уровне это умение? Придите на тренировку любой из наших команд высшей лиги, и вы с удивлением будете вынуждены признать, что это совсем не так. Вы увидите, как довольно точно попадают в ворота ваши старые знакомые — те, у кого в официальных играх результативность остается на неизменном нуле. Более того, вашему взору представится, что на учебных занятиях многие из них умеют бить не только из статического положения, но и в движении, с хода, с высоких и низких передач... Но наступает время матча, и все то исчезает, словно по мановению волшебной палочки.
В чем же причина? А все дело и том, что наши знакомые в состязаниях на
первенство страны, на Кубок или в других официальных встречах постоянно
находятся в теснейшем контакте с защитниками противоборствующей стороны и не
имеют порой даже сотой доли секунды для того, чтобы произвести прицельный удар.
Хорошо играть без мяча! Это едва ли не самое сложное и самое главное в
футболе. Вот этим высшим футбольным искусством в совершенстве владел Валентин
Иванов. Я выступал против него много лет и никогда не переставал удивляться
этому умению. Вот все трудились друг возле друга, все разобраны по парам, кажется,
нет ни одного свободного места, даже ни одной щели в обороне, и вдруг ты
замечаешь в стороне от общей валки одинокого, словно спустившегося с небес
Иванова. Вот он получает мяч и спокойно наносит удар, и ты уже бессилен
что-либо сделать.
— Опять защитники упустили Иванова! — кричали в таких случаях зрители.
Но дело было не в просчете защитников, а в высоком искусстве форварда, умевшего
то ли молниеносным рывком, то ли неожиданным, незаметным, тихим смещением, то
ли несколькими обманными движениями выйти на удобную, открытую огневую позицию.
И
еще одно качество отличало этого спортсмена: он был прирожденным вожаком. Ничем
не отличавшийся внешне от своих партнеров, разве что более хрупким
телосложением, Валентин пользовался среди них неограниченным авторитетом,
огромным моральным влиянием.
«Интересно,
как сегодня сыграет Иванов?» — раздавалось у нас в команде каждый раз, когда
предстояла встреча с автозаводцами. И это не было праздным вопросом. «Как
сыграет Иванов?» — значило как сыграет команда. И нужно сказать, что он почти
всегда достойно справлялся со своей трудной ролью лидера. Он вел за собой
товарищей вперед, в атаку.
Вместе
с ним мы провели много лет в составе сборной команды страны. Он участник
Олимпийских игр 1956 года, обладатель Кубка Европы 1960 года, участник
финальных турниров чемпионата мира 1958 и 1962 годов... Думаю, что эти факты
говорят сами за себя и не нуждаются ни в каких пояснениях.
Сейчас,
вот уже много лет Валентин Козьмич работает старшим тренером своей родной
команды «Торпедо». Под его руководством она стала чемпионом СССР 1976 года
(осень) и обладателем Кубка 1968 года. Последнее время успехи куда скромнее.
Иванов очень переживает, вздыхает о тех временах, когда сам был на поле.
Однажды, когда коллективу было совсем тяжело, он сказал:
—
Эх, дали бы мне сейчас одного Иванова и одного Стрельцова, горя бы не знал...
Конечно,
не одними «звездами» живет наша игра. Средние спортсмены вполне имеют право на
существование, они способны бороться за очки и могут даже становиться
чемпионами, но они не скажут нового слова в футболе и не вызовут ликования в
душах людей, не сделают матчи яркими футбольными спектаклями, которые
запоминаются навсегда, рассказы о которых передаются из поколения в поколение.
И уж, конечно, только наличие «звезд» может создать сильную сборную, способную
достойно представлять футбол своей страны. Велика роль тренеров и различных
спортивных организаторов. Но мы никогда бы не добились ни звания олимпийских
чемпионов, ни лучшей команды Европы, ни бронзового призера чемпионата мира, не
будь у нас Альберта Шестернева и Валерия Воронина, Игоря Нетто и Юрия Войнова,
Эдуарда Стрельцова и Валентина Иванова, Славы Метревели и Михаила Месхи... Эти
и им равные великие актеры зеленого поля прославили советский футбол, утвердили
его высокий международный авторитет, его красоту, силу и самобытность.
Литературная запись Леонида ГОРЯНОВА