Лев ЯШИН,

заслуженный мастер спорта

 

ЛИЦОМ К ЛИЦУ С ФОРВАРДАМИ:
ВАЛЕНТИН ИВАНОВ

 

Кузьма, о котором упоминал в приведенном мною выше отрывке из своей книги Стрельцов,— это ныне заслуженный мастер спорта, заслуженный трен РСФСР Валентин Козьмич Иванов, а в ту пору — просто Валя.

О Валентине Иванове писать очень трудно. Потому что о ней уже и до меня много сказано в нашей спортивной литературе хорошего, заслуженного, верного. Да и сам он несколько лет назад предстал перед нами как автор книги «Центральный круг», в которой встречаешь немало интересных мыслей и наблюдений. И все-таки не сказать своего слова об этом выдающемся спортсмене я не могу. Лицом к лицу мы с ним сходились не раз.

Есть имена, которые не мыслишь себе вне какой-то конкретной среды. Валя Иванов — истинный автозаводец. Он пришел в «Торпедо» еще в сорок восьмом году четырнадцатилетним мальчишкой, в восемнадцать был введен в основной состав и оставался там на протяжении полутора десятков лет, из которых около десяти был капитаном команды, а главное — ее душой, ее признанным лидером, ее «камертоном», по которому настраивалось все «Торпедо», который определял тональность исполняемых им партий. Того «Торпедо», которое было четвертой в нашей истории командой (после «Динамо», «Спартака» и ЦДКА), сделавшей в шестидесятом «дубль», ставшей в шестидесятые годы признанным лидером отечественного футбола, радовавшей людей необыкновенно красивой, изящной игрой. Первой скрипкой в том прекрасном футбольном оркестре был Валя.

О нем писали не раз как о выдающемся дирижере «Торпедо». Правильно. Писали как о тонком, филигранном технике. Тоже правильно. Писали как о человеке, умевшем забить самый важный, самый ценный для команды, решающий гол. И это бесспорно. Но все-таки из всех его достоинств я бы особо выделил одно — его необыкновенное умение выбирать место и «отрываться» от соперника.

Тут мне бы хотелось сделать небольшое лирическое отступление. В последнее время у нас стали много размышлять над причиной резкого снижения результативности нападающих. При этом пишут и говорят о постановке удара по воротам, о неумении наших форвардов сильно и точно поразить цель. Но на таком ли низком уровне это умение? Придите на тренировку любой из наших команд высшей лиги, и вы с удивлением будете вынуждены признать, что это совсем не так. Вы увидите, как довольно точно попадают в ворота ваши старые знакомые — те, у кого в официальных играх результативность остается на неизменном нуле. Более того, вашему взору представится, что на учебных занятиях многие из них умеют бить не только из статического положения, но и в движении, с хода, с высоких и низких передач... Но наступает время матча, и все то исчезает, словно по мановению волшебной палочки.

В чем же причина? А все дело и том, что наши знакомые в состязаниях на первенство страны, на Кубок или в других официальных встречах постоянно находятся в теснейшем контакте с защитниками противоборствующей стороны и не имеют порой даже сотой доли секунды для того, чтобы произвести прицельный удар.

Хорошо играть без мяча! Это едва ли не самое сложное и самое главное в футболе. Вот этим высшим футбольным искусством в совершенстве владел Валентин Иванов. Я выступал против него много лет и никогда не переставал удивляться этому умению. Вот все трудились друг возле друга, все разобраны по парам, кажется, нет ни одного свободного места, даже ни одной щели в обороне, и вдруг ты замечаешь в стороне от общей валки одинокого, словно спустившегося с небес Иванова. Вот он получает мяч и спокойно наносит удар, и ты уже бессилен что-либо сделать.

— Опять защитники упустили Иванова! — кричали в таких случаях зрители. Но дело было не в просчете защитников, а в высоком искусстве форварда, умевшего то ли молниеносным рывком, то ли неожиданным, незаметным, тихим смещением, то ли несколькими обманными движениями выйти на удобную, открытую огневую позицию.

И еще одно качество отличало этого спортсмена: он был прирожденным вожаком. Ничем не отличавшийся внешне от своих партнеров, разве что более хрупким телосложением, Валентин пользовался среди них неограниченным авторитетом, огромным моральным влиянием.

«Интересно, как сегодня сыграет Иванов?» — раздавалось у нас в команде каждый раз, когда предстояла встреча с автозаводцами. И это не было праздным вопросом. «Как сыграет Иванов?» — значило как сыграет команда. И нужно сказать, что он почти всегда достойно справлялся со своей трудной ролью лидера. Он вел за собой товарищей вперед, в атаку.

Вместе с ним мы провели много лет в составе сборной команды страны. Он участник Олимпийских игр 1956 года, обладатель Кубка Европы 1960 года, участник финальных турниров чемпионата мира 1958 и 1962 годов... Думаю, что эти факты говорят сами за себя и не нуждаются ни в каких пояснениях.

Сейчас, вот уже много лет Валентин Козьмич работает старшим тренером своей родной команды «Торпедо». Под его руководством она стала чемпионом СССР 1976 года (осень) и обладателем Кубка 1968 года. Последнее время успехи куда скромнее. Иванов очень переживает, вздыхает о тех временах, когда сам был на поле. Однажды, когда коллективу было совсем тяжело, он сказал:

— Эх, дали бы мне сейчас одного Иванова и одного Стрельцова, горя бы не знал...

Конечно, не одними «звездами» живет наша игра. Средние спортсмены вполне имеют право на существование, они способны бороться за очки и могут даже становиться чемпионами, но они не скажут нового слова в футболе и не вызовут ликования в душах людей, не сделают матчи яркими футбольными спектаклями, которые запоминаются навсегда, рассказы о которых передаются из поколения в поколение. И уж, конечно, только наличие «звезд» может создать сильную сборную, способную достойно представлять футбол своей страны. Велика роль тренеров и различных спортивных организаторов. Но мы никогда бы не добились ни звания олимпийских чемпионов, ни лучшей команды Европы, ни бронзового призера чемпионата мира, не будь у нас Альберта Шестернева и Валерия Воронина, Игоря Нетто и Юрия Войнова, Эдуарда Стрельцова и Валентина Иванова, Славы Метревели и Михаила Месхи... Эти и им равные великие актеры зеленого поля прославили советский футбол, утвердили его высокий международный авторитет, его красоту, силу и самобытность.

 

Литературная запись Леонида ГОРЯНОВА

 

Hosted by uCoz